Пристрастные издатели (geneura) wrote,
Пристрастные издатели
geneura

Categories:

Выставка Виталия Стацинского

С Виталием Казимировичем мы познакомились поздно, к сожалению. Он уже бывал в Москве наездами из Парижа, уже был сильно немолод. Да что там говорить - просто стар.
Но к нему старость как-то не липла, или липла не полностью, а так, кусками, как репьи к лисьей шкуре.
Ну да, бородка клинышком, седина, лысина, морщинки, некоторая согбенность... Потрясающий - да, старческий, с хрипотцой, но прямо-таки завораживающий, глубокий голос. Как у артиста Лаврова. И - молодой взгляд глаз и совсем молодая улыбка. В нем виделся мальчуган, озорник, хулиганствующий подросток.
И картинки его тогда были хулиганские - нарисованные фломастером, а то и шариковой ручкой всякие голые тетки и дядьки. Не умею объяснить, но все эти сиськи-пиписьки выглядели невиннее детского граффити в школьном туалете. Ни капельки пошлости, ни грамма цинизма, - красота тела доступными средствами, как у неолитической богини, как у Пикассо. Это были его труды уже в преклонном возрасте. А в советское цензурное время его творчество напоминало лубок, который он безумно любил и знал как никто другой. Но лубок ведь тоже озорство.
- Как вы пришли к лубку? - спрашивала у него в интервью для ХиПа блистательная Лидия Степановна Кудрявцева, ожидая рассказа о творческом пути мастера для пытливых читателей.
- К лубку я пришел через лобок, - невинно объяснял этот скоморох, не вдаваясь в подробности.
Ну что ты будешь делать?

В квартире на Ленинском проспекте мы впервые познакомились не только с его заповедными картинками, но и с вязаными скульптурами и часовыми циферблатами супруги - Татьяны Зверевой. Но о них лучше рассказывать отдельно и подробно, они того стоят.
Слушали его рассказы из детства - страшного, трагического детства, по которому кровавым катком прокатилось время. Аресты, репрессии... Пользуясь своим заграничным статусом, он не без старческого эмигрантского удовольствия припечатывал ленинизм, коммунизм, а заодно и нас, живущих здесь и сейчас, как возможных агентов КГБ. Видимо, это ему было приятно, как воспоминание о кухонных разговорах тех, незабвенных, канувших в Лету шестидесятых-семидесятых. Мы не обижались.
Да на него и невозможно было обижаться - на этого невысокого, озорного мальчишку-старичка, так много сделавшего для детской книжной российской иллюстрации в самые, может и трудные, но и в самые славные ее годы.
Годы "Колобка", годы "Веселых картинок"...
Не дерзну даже и пытаться своими суждениями, - как с суконным рылом да в калашный ряд, - что-то там оценивать, подводить итоги... Об этом современников (друзей, художников) нужно расспрашивать да книги о том времени писать. Я-то тогда ребенком был, и "Веселых картинок" был просто читателем (разглядывателем), - да таким усердным, что, когда матушка наконец сказала:
- Ну, все, ты теперь первоклассник, и "Картинки" больше выписывать не будем,
- я - чуть ли не в рев:
- Не-е-ет!
И добился своего: "Веселые картинки" выписывали аж до третьего класса.
Сколько бы мы в нашей славной редакции ни расспрашивали о нем разных художников - мастеров тех незабвенных лет - о Стацинском неизменно шли сплошь позитивные воспоминания. Алимов, Лосин, Перцов, Калиновский, Токмаков, Копейко, Чижиков... Да сколько их! Конечно, художники детской книги - творческий народ особого типа, незлобивый, благородный, от них и худого слова о своих собратьях не услышишь, не то что от писателей, к примеру... Я, кстати, сейчас о художниках той эпохи, сформировавшей, может быть, именно благодаря своей суровости, такой вот дух товарищества. (Что говорят друг о друге художники детской книги нашей поры, не знаю). Но формированию того духа не в малой степени способствовали и такие начальники - главные художники журналов и издательств, такие, как Алимов, Молоканов, Макавеева, Стацинский...
Напечатали мы его прискорбно мало. В планах редакции есть его заявленные, но неизданные труды. Виновато, как всегда, время, не люди... Раньше - цензура, нынче - деньги. Мы не оправдываемся. Виноваты.
Простите нас, Виталий Казимирович!
Он звонил нам каждый раз, приезжая в Москву (раз, примерно, в полгода):
- Куда вы делись, кагебешники, гады?
Чувствовалось, что скучает. Ему, знавшему миллионные тиражи, наши скромные потуги казались смехотворными. А мы не успели сделать и малой доли того, что следовало бы.
Я скучаю по нему. Мне его не хватает.
То, что здесь написано - всего лишь прозаический пересказ того плача, что вырвался из души, когда узнал, что его не стало. Плач этот есть в нашем ЖЖ и, ей-богу, он лучше, чем то, что я сейчас выцедил прозой.


Во вторник 19 ноября в 19.00 в Доме И.С. Остроухова состоится открытие http://www.goslitmuz.ru/ru/exhibitions-o/1703--l-85-rвыставки «В поисках издателя. К 85-летию художника Виталия Казимировича Стацинского».
Будет показан документальный фильм о Виталии Казимировиче Стацинском и предложен проект нового фильма о художнике.
Выставка продлится до 1 декабря 2013 года.
Адрес - Трубниковский переулок, д. 17

VitalyStatz_litmus

Виталий Казимирович Стацинский — один из известнейших представителей русского графического искусства.
В конце 50-х — начале 70-х он был известен как мастер иллюстрированной детской книги. Несколько поколений хорошо знают его иллюстрации для детского юмористического журнала «Весёлые картинки» и детского музыкального журнала «Колобок». Кроме детской авторской книги Стацинский часто иллюстрировал фольклор и классику русской литературы. В рисунках Стацинского культура классического модернизма органически соединилась с традициями лубка. В мастерски сделанных рисунках есть лёгкое игровое начало и трактованная не без иронии и скоморошьего озорства артистичная эротичность.
В связи с вынужденной эмиграцией во Францию в 1978 году книги с иллюстрациями художника не издавались в СССР, они вышли во Франции на французском языке. После перестройки произведения русской классики с иллюстрациями Стацинского стали издаваться, но малыми тиражами и с изменениями авторского макета.
На выставке представлены подлинные иллюстрации, цветная и черно-белая графика, и авторские макеты книг, ждущих своего издателя: «Колобок», «Прибаутки», «Лисица и заяц», «Пигвина», А.С.Пушкин «Гаврилиада», А.Афанасьев «Заветные сказки», Г.Сапгир «Звездная карусель», Т.Толстая «Кысь», Г.Цыфиров «Рыжий кот»; а также его фотоизображения и дневниковые записи.
Tags: Стацинский, анонс, выставка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments