?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Борис Дехтерев. Соавтор классиков
geneura
geneura
9 сентября 2013 года исполнилось 80 лет издательству "Детская литература" (ныне это два издательства - московская "Детская литература" и питерский "Детгиз"). Поздравляем!
20 лет назад, в 1993 году, умер Борис Александрович Дехтерев, который 32 года (с 1945) был главным художником издательства.

Сегодня о нем рассказывает Карина Зурабова, статья из журнала "Дошкольное воспитание" (N7, 2011 г.):
dehterev-hudoznik
СОАВТОР КЛАССИКОВ
Как известно, у детской книги два автора – писатель и художник. Книги нашего детства мы помним по картинкам – веселые, красочные рисунки В.Конашевича к «Путанице» Чуковского, наивные и чуточку странные (иностранцы!) персонажи «Винни-Пуха» в исполнении Б.Диодорова, прекрасные и печальные царевны В.Васнецова из русских народных сказок. А сколько удивительных иллюстраций к «Алисе»!.. К «Буратино»!.. К сказкам Андерсена!.. Каждый вспомнит «своего» художника, с которым он счастливо входил в мир книги, но, наверное, многие согласятся, что Красную Шапочку, Спящую Красавицу, Кота в сапогах и другие героев Ш.Перро они помнят такими, какими их изобразил Б.А.Дехтерев: невероятно красивыми и в то же время предельно убедительными.
Романтик-реалист
Вот Красная Шапочка, златокудрая, как фея, на крылечке с ягненком; у ягненка на шее золотой колокольчик, оба они беззаботно играют, оба трогательно беззащитны, и это как-то тревожно соотносится с дальнейшими драматическими событиями в судьбе Красной Шапочке. Над ними реет белый голубь как символ спасения. Никакого ягненка, ни тем более голубя в тексте сказки, понятно, нет – но художник создает свою эмоциональную партитуру. А вот Красная Шапочка в комнате с запеленатой куклой на руках, рядом стоит кукольная коляска, а в открытую дверь заглядывают корова и курица. Для любого ребенка героиня уже станет не просто девочкой в красной шапочке, а подругой по играм, с близкими и понятными интересами! И дальше каждый шаг Красной Шапочки и художника Дехтерева работает в этом направлении: как девочка стучит в дверь бабушки, а большой букет, который она нарвала в лесу, отложила на ступеньки, чтобы руку освободить. Как она, маленькая такая, лежит на бабушкиной постели рядом с волком, свирепым и огромным, величиной с медведя – не бывает таких волков, но этот волк – он, точно, такой, злодей!  ведь он уже проглотил бабушку и сейчас примется за Красную Шапочку… На последней странице прекрасный дровосек с топором прощально машет спасенным бабушке и внучке, а на заднем плане проносят поверженного и связанного волка – здесь он уже нормального размера и так же, как и все остальные персонажи сказки… красив!
В общем, мой самодеятельный анализ призван доказать, что художник Дехтерев – реалист и романтик: реалист по избранному направлению, по точности бытовых деталей, а романтик - по эстетике, колориту, динамичности. Говорят еще, что он сочетает академизм и эстетику русского модерна.
Прошлым летом на выставке «Борис Дехтерев – художник любимых книг» в залах Академии Сергея Андрияки экспонировалась и его книжная графика, и малоизвестные станковые работы – итог долгой творческой жизни. Говорили о «школе Дехтерева», о его теоретическом трактате о композиции, о его мастерстве педагога, и об ответственности иллюстратора детской книги перед своими читателями-зрителями. Предлагалось даже учредить конкурс художников-иллюстраторов имени Дехтерева – «главного художника советской книги».  Ведь Борис Александрович больше тридцати лет работал главным художником главного детского издательства – «Детская литература».

«Дехтеревский период» детской книги.
Родился Б.А.Дехтерев в 1908 году в Калуге, но вскоре семья переехала в Петербург. Отец его работал инженером, занимался строительными конструкциями и, хотя был сугубо штатским человеком, по роду службы носил погоны.  Во время гражданской войны семья собралась уезжать из большевистской России и, с тремя маленькими детьми, двинулась на юг за врангелевской армией. Доехали до самого Новороссийска, откуда русские дворяне начинали свой эмигрантский путь пароходом до Константинополя… И тут, в последний момент, отец передумал: порвал билет на пароход, сорвал подполковничьи погоны – и повернул назад. Но жили уже не в Петербурге, а в Москве. Преступное дворянское происхождение удалось скрыть, и отец продолжал работать по своей строительной специальности, а дети учились. Младший брат стал довольно известным композитором, а Борис Александрович занялся рисованием, поступил во ВХУТЕИН. Учился он в мастерской Д.Кардовского, потом у А.Осьмеркина и И.Машкова, и первые его работы – иллюстрации к рассказам М.Горького - отнюдь не отличались академизмом.  Кстати, Горькому они очень нравились. Но по пути авангарда Дехтерев не пошел – его увлекла эстетика «Мира искусства»: Сомов, Бенуа, живопись ХУШ века.
Во время войны, оказавшись в эвакуации (на фронт он не попал из-за порока сердца), Дехтерев  работал в театре – оформлял спектакли. Это тоже оказало определенное влияние на его художественный язык.
Вернувшись в Москву, Дехтеревы жили в доме на Лубянке, где располагалось издательство «Детская литература» - как раз с 1945 года Борис Александрович стал его главным художником. Жили в коммуналке. Когда издательство расширилось, семья перебралась в отдельную квартиру, а в их комнате поместилась редакция дошкольной литературы. В это же время Дехтерев стал заведовать кафедрой графики в Суриковском институте.
Студенты его мастерской вспоминают, какие он выстраивал мизансцены – с освещением, бархатными драпировками, старинной мебелью, кубками, шпагами, вазами. Как он объяснял им особенности жанра иллюстрации, учил «уважению к линии», требовал исторической точности в деталях. Позднее, заметив в своей маленькой внучке Настеньке талант художника, он стал учить ее… не рисовать, нет – смотреть. Ходил с ней в музеи, показывал альбомы репродукций и объяснял, что картину надо оценивать не по принципу «нравится – не нравится», а пытаться понять задачу, которую поставил художник. А потом уже судить, выполнил он ее или нет. И как выполнил, какими средствами: в картине должно быть единство рассказа, изображения и «узора», декоративности; в изображении выделяются линия, светотень и цвет – в общем, основные сведения по теории иллюстрации внучка получила еще до практических уроков. Потом, конечно, он стал с ней заниматься и рисованием, но эта предварительная подготовка, развитие вкуса, «постановка зрения» были очень важны, вспоминает она.
Внучка Бориса Александровича, Анастасия Архипова, стала художником-иллюстратором, оформила множество сказок, продолжая традицию «благородного облика детской книги». Она лауреат международных конкурсов книжной графики и входит в жюри доброй половины этих конкурсов у нас и за рубежом. Книжки Андерсена, О.Уайльда, Братьев Гримм в ее оформлении теперь уже тоже становятся воспоминанием чьего-то детства. Она рассказывает, как Борис Александрович любил окружать себя красивыми вещами, старинными книгами. Он с детства знал французский язык, но старался не потерять его и в пожилом возрасте: читал французские книги, занимался самообразованием, очень любил историю, мемуары. Некоторые книжки не только оформлены, но и переведены (пересказаны) им с французского на русский язык – детская адаптация «Синей птицы» М.Метерлинка,  «Волшебной флейты» К.Виланда, «Мальчик-с-пальчик» Ш.Перро.
Иллюстрации Дехтерева всегда несколько театральны – на картинке господствует широкий жест, развеваются вуали, персонажи освещены красным закатным солнцем или выхвачены из мрака ярким лучом света. Его печальный Гамлет со шпагой и книгой, пламенный Данко, элегантный Печорин, потрясающий король Лир - все картины наполнены широким эпическим дыханием, благородным романтизмом и выполнены точной, внимательной рукой большого мастера.
Рисуя Пушкина
Его рисунки к произведениям А.Пушкина – большая, любимая им работа. Сказки, «Руслан и Людмила»,  «Песнь о вещем Олеге», «Евгений Онегин», «Анчар», «Жених» и еще много стихов - всего сохранилось 86 рисунков Б.Дехтерева. В них выражены лаконизм и гармония пушкинского стиха, сдержанная динамика, музыкальный ритм. Вот «вдохновенный кудесник», пророчествующий князю Олегу, вот зыбкая, колышущаяся Шамаханская царица выходит из шелкового шатра, а вот лукавый Балда морочит морских бесов… Удивительно лирична картинка к «Зимнему вечеру»: «добрая подружка», няня сидит с вязаньем спиной к зрителю, а перед ней кудрявый задумчивый Пушкин смотрит куда-то поверх ее головы, и в его закинутой на спинку стула руке, в свисающей кисти, столько изящества и поэзии, что ясно: эта рука (только правая) написала и «Онегина», и «На холмах Грузии…».
Александр Сергеевич не помышлял о титуле детского писателя, но так уж вышло, что одна из первых книжек, с которой встречается ребенок вскоре после «Курочки Рябы» - это «Сказка о рыбаке и рыбке». Конечно, тут огромный простор для «конкурса иллюстраторов», но в серии «Мои первые книжки» эта сказка в оформлении Б.А.Дехтерева выдержала огромное количество изданий. Попробуем взглянуть на эти картинки так, как учил Борис Александрович свою внучку, с точки зрения поставленной – и выполненной! – задачи.
Картинки предельно реалистичные – маленькому ребенку должна быть понятна «история» каждой сценки. Старуха сидит за прялкой, старик с корзиной и неводом идет рыбачить. Дело происходит явно на юге: желтый песок, синее море, белая хатка (землянка?), крытая потемневшей соломой, и старуха в сарафане сидит не в доме, а на улице – тепло. К стене прислонено знаменитое разбитое корыто. Старик на первом плане, он – главный герой. Он в белых портках и белой рубахе, с белой бородой; старуха в темном платье. Соотношение светлых и темных сил понятно. Потом уже замечаешь лицо старухи - желчное, темное, худое.
Вторая картинка: старик отпускает золотую рыбку. Голый, холмистый берег моря, напоминающий восточный Крым, прозрачная зеленая вода, и золотая рыбка, сияющая, как маленькое солнце, безусловно волшебная. Дальше старик рассказывает старухе о чуде, а она его бранит: старик опять на первом плане, ярко освещен солнцем, старуха в тени, выходит из темной землянки, из черного дверного проема. Герои Дехтерева, как всегда, в движении, очень естественном и выразительном: старик почесывает в затылке, его жена наступает на него с характерным жестом: «Дурачина ты, простофиля!» Этот жест с некоторыми вариациями будет повторен в последующих сценах, когда старуха грозит ему из окна новой избы, когда, уже столбовой дворянкой, стоит на крыльце терема, когда, в золотом уборе, сидит в палатах на царском престоле. У нее одна тема: хочу!
Старик же то разводит руками, то поглаживает длинную бороду, кланяется в ноги, увещевает, спасается от стражи с топориками. В конце книжки он в отчаянье простирает руки к бурному морю, и белая пена разгневанных волн перекликается с его встрепанной белой головой. Он простоват, смиренен, невинен. Нельзя сказать, что в конце сказки он торжествует – он ничего не потерял и не приобрел, так же будет ловить неводом рыбу еще тридцать лет и три года и покоряться грозной жене. Но старуха – наказана! На последней странице она опять в своем сарафане, босая, сидит над разбитым корытом и в ее круглых нахмуренных глазках попытка осознания: как же так получилось?
Из рисунков Дехтерева, помимо «истории», колорита, сведений о морском пейзаже и о русском костюме, маленький читатель получает наглядный, убедительный, эмоционально рассказанный урок: что бывает с алчными и неблагодарными, что такое хорошо и что такое плохо, как выглядят доброта и благородство, как соотносятся эстетика и этика… ну, последнюю формулировку отложим, конечно, лет на двадцать, но перспектива – правильная!
Карина Зурабова

dext-7.110001
dext-7.110002
dext-7.110003

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

Золушка
 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв

 Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв