Пристрастные издатели (geneura) wrote,
Пристрастные издатели
geneura

Categories:

Статья о Константине Ротове в журнале "ХиП"

Заметка Нины Саранчи - nina_sarancha - о КОНСТАНТИНЕ ПАВЛОВИЧЕ РОТОВЕ (опубликована в 11-ом номере "ХиП"а)


К. Ротов в ссылке. Северо-Енисейск. 1953.
Из личного архива художника В. Стацинского. Копия снимка передана В. Стацинским в фотоархив РГДБ.

"У НЕГО БЫЛИ ЗОЛОТЫЕ РУКИ"
 
Так определил искусство художника Константина Ротова знаменитый мастер и знаток сатирического рисунка народный художник СССР, академик Борис Ефимов.

Константин Павлович родился в Ростове-на-Дону в семье донского казака, начал рисовать рано, а в четырнадцать лет свои первые карикатуры уже увидел напечатанными в петроградском журнале «Бич», куда тайком от сына их послал отец. Начинающий художник в это время учился в Художественном училище. «С этого момента, – пишет Ротов в неоконченной автобиографии, – считаю, началась моя постоянная работа в печати». С двадцатых годов он стал жить в Москве и скоро был замечен не только как журнальный карикатурист, но и как иллюстратор детских книг. Каких только обаятельных шедевров он не создал в 30-е годы! Тут и «Старик Хоттабыч» Лагина, и «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова, и сборники стихов Агнии Барто, и её «Дом переехал», и Чуковский, и Михалков, и, конечно, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова.

Борис Ефимов впоследствии писал: «Как драгоценный камень “играет” всеми своими гранями, так и чудесный ротовский талант сверкал многогранностью улыбки – то ласковой, то иронической, то шутливой, то язвительной. Я не знаю художника, который был бы равен Ротову в богатстве юмористической выдумки и умении придать ей изящную, отточенную, я не боясь сказать, виртуозную форму. Работал он всегда со страстью, не зная усталости и скуки, по-детски простодушно радуясь тому, что выходило из-под его карандаша, сам первый сердечно и заразительно смеясь своим рисункам».

Но вот наступил 1940 год. И по чьему-то злобному навету, завистливой клевете этот «милый, скромный, застенчивый человек» был арестован – ему был предъявлен ордер на арест за подписью Берии, и он пробыл в лагере почти восемь лет. А вернувшись в январе 1948 года в Москву, начал тут же с прежним пылом и страстью работать над заказанными ему иллюстрациями к «Дяде Стёпе» и сказкам Пушкина. Но через короткое время Константин Павлович вновь был арестован «за нарушение паспортного режима» и отправлен «на бессрочное поселение» (!) в Северо-Енисейск, где занимался оформлением местного клуба. И лишь 3 июля 1954 года решением Военной коллегии Верховного Суда СССР был освобождён и полностью реабилитирован. Это свидетельства самого Константина Павловича Ротова. В 50-е годы многие книги с его иллюстрациями были не раз переизданы. А михалковский «Дядя Стёпа», законченный мастером в 1957 году, тут же с его рисунками стал классикой. В 1959 году пятидесятисемилетний художник скончался.
Почему чудесный дядя Стёпа Ротова так похож на актёра Алексея Баталова мы рассказали в первом номере новорождённого ХиПа, в 2010 году.
 
Своего молодого зятя он рисовал ещё в 1948 году, вновь придумывая образ бессмертного михалковского героя. В 30-х годах уже выходила книга о дяде Стёпе с рисунками Ротова, но и стиль тех чёрно-белых иллюстраций и образ главного героя были совсем другими. Двадцатилетний студент Школы-студии МХАТ, приняв предложение позировать для нового дяди Стёпы, получил возможность заново познакомиться с отцом своей молодой жены Ирины.
Летнее детство Алёши Баталова и Иры Ротовой проходило на станции Клязьма, где недалеко друг от друга располагались дачи их родителей. Тогда, в 30-х, Константин Павлович Ротов запомнился Алёше Баталову как один из многочисленных друзей семьи. Встречи 1948 года оставили в памяти Алексея Баталова яркий след.

Накануне 110-летия Константина Ротова ХиП снова обратился к Алексею Владимировичу с просьбой вспомнить их встречи с художником в далёком 48-м.
«Общение с Константином Павловичем было важнейшим событием в жизни, – вспоминает Алексей Владимирович сейчас. – Я прибегал к нему позировать на улицу Горького. Это была первая школа, когда я увлёкся рисованием. Его подход к рисунку меня поразил и заразил. Дело было не в словах, а в самом процессе. Это было выше всякой школы! Целый день видеть как он работает было счастьем, важнейшим событием в жизни. Он был близкий человек, с ним мне было интересно, уютно и весело. Даже таракана он рисовал с натуры! Я сам для него ловил этого таракана...»

В феврале–марте 2009 года в Государственном литературном музее состоялась выставка рисунков, иллюстраций и карикатуры Константина Ротова. Был издан каталог.
В 2010 году на выставке художников-иллюстраторов в галерее «КультПроект» были показаны работы Ротова.
В 2011 году «Дом переехал» Агнии Барто с иллюстрациями Ротова был вновь издан издательством «Мелик-Пашаев» тиражом 5000 экземпляров. Этот замечательный художник ныне не забыт.
Tags: Ротов, ХиП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments